В наши дни

"Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе". Пс. 132:1

Часть IV. В наши дни

В 2003 году игумению Дорофею в трудах настоятельства сменила благочинная монастыря монахиня Зинона (Деева), с 2007 года - игумения. Вот уже около 20 лет Матушка несет нелегкий крест управления обителью. Сейчас Тихоновский женский монастырь является самым крупным в Липецкой епархии. В обители подвизаются более 100 сестер, на должном уровне проходят ежедневные богослужения, все так же по вечерам сестры поют акафисты Пресвятой Богородице.

При матушке игумении Зиноне продолжилось строительство и благоукрашение обители. Пришло много молодых сестер. Снова и снова растет обитель. Монастырь – это семья. И сестры – это не по имени только сестры, но и по чаянию спасения, по стремлению к любви Христовой и терпению. Приходят они из мира, молодые и не очень, оставляют за оградой все, что было там. И становятся на место, уготованное им Богом, и несут свое послушание с верой и надеждою как «бремя легкое, удобоносимое».

Монастырь живет уставной монашеской жизнью. Подъем в обители по будням в 5:15. В 5:40 начало молитвы - сестринский молебен святителю Тихону. В 6:00 богослужение начинается с утренних молитв, затем служится самая главная для монаха часть богослужения - полунощница. В середине полунощницы, выстроившись в центре храма по чину в ряд во главе с игуменией обители, сестры умилительно поют древнюю молитву: "Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас". В 7:00 совершаются Часы и Божественная Литургия. По окончании литургии служатся требные молебны или панихида.

В воскресные дни богослужение начинается в 7 часов. Также читаются утренние молитвы, в праздничные дни служится водосвятный молебен и совершается Божественная литургия. Несмотря на то, что монастырь расположен вдали от города, в лесу, в глубинке российской земли, каждое воскресенье и во все праздничные дни в обитель приезжает множество богомольцев. Величественный Троицкий собор часто не вмещает всех желающих помолиться в монастырском храме.

В праздничные дни по окончании литургии в монастыре совершается торжественный Чин о Панагии. «Панагия» (с греческого – «Всесвятая») – наименование, прилагаемое обычно к Пресвятой Богородице. В чине о Панагии это название прилагается к просфоре, которую верующие возносят в честь Пресвятой Богородицы. Из храма по окончании Литургии торжественно со священными песнями выходят сестры Крестным ходом. Впереди священник несет в специальном сосуде просфору, из которой была вынута за Литургией частица в честь Богоматери.  Крестный ход шествует в монастырскую трапезу. Там по окончании монашеской трапезы священнослужитель поднимает (возносит) просфору пред иконами и изображает ею знамение креста, возглашая: «Велико имя Святыя Троицы! Пресвятая Богородице, помогай нам!». И хор от лица всех присутствующих отвечает: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас!». Затем все вкушают частицы просфоры. Этот древний и величественный чин знаменует собой присутствие за трапезой Спасителя и Божией Матери.

Несколько раз в году – на Крещение, на Светлой Седмице, на Преполовение Пятидесятницы - совершается торжественный Крестный ход на святой источник. Там служится водосвятный молебен и все – и сестры, и паломники - набирают освященную целебную воду.

 

Нередко посещает обитель правящий архиерей епархии – митрополит Никон. Каждый приезд архипастыря – это событие для монастыря, которое ждут сестры, к которому готовятся. Торжественно проходит Божественная литургия архиерейским чином, на которой поет монашеский хор сестер обители на два клироса. Продолжением литургического общения становится праздничная трапеза.

 

Великопостное богослужение архиерейским чином.

Великий пост 2014 года

Жизнь в обители подчас кажется простой и обыденной. Молитва, труды… И очень часто незаметен тот подвиг, который ежедневно несут сестры в терпении этой самой обыденной  жизни. Не расскажешь о жизни внутренней, скрытой за темным облачением. И кажется, что все лишь обычные люди, совсем не похожие на описанное в книгах. Но уходит сестра из этой жизни, заканчивается  земной  путь и  тогда обнажается то, что было сокрыто от внешнего взгляда человеческого - тогда налицо становится весь подвиг самопожертвования монаха. Уходит сестра из жизни, и вдруг все понимают, какой человек был рядом, вдруг начинают вспоминать все то доброе, что казалось таким естественным и незначительным, а на самом деле было великим трудом над собой. И если не принято в монашеской среде говорить о добрых делах - своих или чужих - то теперь, после кончины, вспоминается и вспоминается с любовью и теплом все о человеке.

 

Исторически монастырское кладбище располагалось с северо-восточной стороны за алтарем разрушенного Тихоновского храма. После разорения монастыря надгробия и памятники были разбросаны по всей территории. Сестры собирали их и сносили на место старого кладбища. Установили рядочками, побелили, и в 1996 году построили деревянную часовню. В этой часовне находились найденные останки воинов, которые позже перезахоронили в братской могиле рядом с оградой обители.

 

Монастырская пасека. Часовня, построенная в 1996 году на месте бывшего братского кладбища. В течение 5 лет служила усыпальницей для останков первых поселенцев этой обители, обретенных при земляных работах в 1996 году.

На кладбище есть два надгробия. По-разному называют их люди – и «святые камушки», и «могилка старца», и даже «камень здоровья». К почитанию этих надгробий привел следующий случай. В 1995 году жила в монастыре духовно-больная паломница. Женщина благочестивая, но одержимая бесом, очень страдала от своей болезни и молила Господа об исцелении. Она приехала сюда специально, услышав о том, что «в монастыре на источнике» по молитвам святителя Тихона избавляются от этого недуга. Она посещала службы, купалась в источнике и кроме этого ежедневно ходила на «камушки», от которых однажды неожиданно для себя получила большое облегчение. В течение месяца женщина прикладывалась к ним с молитвой об исцелении, пока недуг совершенно не оставил ее.

По преданию в алтаре соборного храма был захоронен священник. Когда  на  территории монастыря располагался психоневрологический интернат, в алтаре храма решили сделать котельную. При установке котлов раскопали могилу и обнаружили нетленные останки, хорошо сохранившееся облачение, митру и Панагию на груди. Останки перезахоронили предположительно в том месте, где сейчас находятся «камни», на самом же деле – надгробия на могиле неизвестного священнослужителя. Летом 2005 года приезжала в обитель группа паломников из Киева. Среди них была женщина, к которой люди относились очень уважительно, прислушивались к ее словам. Слушая рассказ сестры-экскурсовода в Келье святителя Тихона, она вдруг произнесла: «А сестры что не знают, что врач здесь почивает? Или сознательно молчат, пока Ангелы не закричат?». А потом на кладбище, прямо у надгробий, она снова заговорила: «А сестры что не знают, что врач здесь почивает? Или сознательно молчат, пока Ангелы не закричат?».

Неизвестно кто здесь лежит, пока неизвестно, но молитва праведника освящает это место. Приходят люди со своими болезнями и нуждами и получают помощь и утешение. Раб Божий Борис посетил обитель осенью 2009 года. Вот, что он рассказывает о себе: «Был я в монастыре на экскурсии. Очень тронула душу красота и убранство, цветы, кустарники, всё ухожено, пострижено, на территории чистота и порядок, несмотря на осень. Мне сказали, что есть в монастыре камень чудо-действенный, и что если прикоснуться больным местом к этом камню, то недуг отступит. В то время у меня сильно болела поясница, я больше 30 км не мог проехать за рулём автомобиля, отнималась нога. И веря, и не веря (а был я в то время человеком еще не крещённым), посидел я на этом камне. И вот я уже пятый год не знаю этих болей, сейчас проезжаю за рулём по 700 км за присест. В 2012 году принял крещение и благодарен Господу, что попал в то время в монастырь».

 

Сейчас в обители проживает около 100 насельниц и каждая занята своим послушанием. Сестры поют на клиросе, заняты алтарным и церковным послушанием, трудятся на просфорне и коровнике, в теплице и на цветниках, в церковной лавке и в швейной мастерской, в трапезной и на огороде, в рухольной и на складе, в молочном цехе, на пасеке и птичнике, в библиотеке и прачечной, ухаживают за пожилыми сестрами, работают в рукодельных мастерских (басменной, вышивальной, резьба по дереву, иконопись, вышивка бисером), оказывают медицинскую помощь, пекут хлеб.

Территория обители постоянно благоукрашается. По ухоженному газону разбиты цветники с розами и гортензиями. Радуют глаз густые палисадники, аллеи из туи и можжевельника. На средства благодетелей монастыря выстроена новая монастырская трапезная. Большое двухэтажное здание прекрасно оборудовано. На первом этаже расположились паломническая и гостевая трапезные с хозяйственными службами. На втором этаже – просторная монашеская трапезная. Проведена реконструкция старых корпусов, в которых были построены отдельные кельи для большинства монахинь. Построено двухэтажное здание заготовительного цеха и пекарни. Всегда для паломников и насельниц пекут сестры вкусный монастырский хлеб...

 В новой трапезной

Святая обитель – это малый островок вселенского Православия, в котором каждый день возносится молитва к Богу о каждой душе человеческой, о каждом народе, о всем мире. Некто из старцев сказал: «Судьбы мира творятся в келье монаха». «Свет мирянам – монахи, свет монахам – Ангелы». Стремятся сестры к житию равноангельному, житию монашескому и молятся:

«Иисусе пречудный, Ангелов удивление;

Иисусе пресильный, прародителей избавление.

Иисусе пресладкий, патриархов величание;

Иисусе преславный, верных укрепление.

Иисусе прелюбимый, пророков исполнение;

Иисусе предивный, мучеников крепосте.

Иисусе претихий, монахов радосте…».

                                       Акафист Иисусу Сладчайшему.

История обители. Оглавление

^ Наверх