Соборование

"Свет монахам - Ангелы, свет мирянам - монахи". Прп. Иоанн Лествичник

Соборование

Еженедельно в нашей обители совершается таинство по исцелению души и тела – Соборование.  

Таинство  проводится по субботам в 13.00 в нижнем Успенском храме обители.

Для участия в Соборовании Вам необходимо обратиться в лавку в верхнем Троицком храме монастыря. В лавке записать свое имя, приобрести свечу и внести пожертвование – 70 руб. за 1 человека.

Таинство Соборования проводится почти каждую субботу за исключением больших праздников.

Расписание Соборования

Сентябрь 2021 г.

4.09;  18.09;  25.09


О таинстве Соборования

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, – это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборованием же часто называют, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно.

Предназначение таинства Соборования – исцеление человека, его души и тела. Молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Также, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение забытых грехов, но не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния – исповеди, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. У каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.


История возникновения таинства

Таинство Елеосвящения, как и прочие церковные таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”.   Согласно этому свидетельству, еще до страданий Спасителя на Голгофе существовало такое священнодействие как помазывание маслом, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.


Как происходит это таинство

Таинство Соборования может совершаться и на дому над одним болящим, и в церкви над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. Таинство Соборования может проводиться в любое время, но в приходских храмах оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

По чину таинство должно совершаться семью священниками, хотя в действительности священников может быть и меньше – не всегда в современных храмах удается собрать столько пресвитеров. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей. Его можно добавлять в приготовляемую пищу или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя, на больные места, крестообразно. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Порой у людей бывают довольно искаженные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного (католического) восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, не задумываясь о духовном его аспекте. Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

Каждый человек должен осознанно подходить к участию в таинстве Соборования, понимая, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. После того как человек соборовался в храме, ему желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

^ Наверх