Усыпальница

"Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил!" Пс. 83:1

Усыпальница нетленных останков братии бывшего мужского монастыря

В 1992 году на месте разрушенного Тихоновского храма, некогда освященного самим святителем Тихоном, и уничтоженного братского кладбища была построена деревянная часовня. В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря действовал военный госпиталь. Но однажды ворвался немецкий карательный отряд, и всех раненых расстреляли. При расчищении территории монастыря были обнаружены многочисленные останки погибших воинов. Первоначально их складывали в этой часовне, а позже перезахоронили в братской могиле рядом с оградой обители. Удалось установить имена погибших здесь защитников нашего Отечества. В наши дни каждый год 9 мая служится панихида о упокоении их душ на братской могиле около ограды монастыря.

Исторически монастырское кладбище располагалось с северо-восточной стороны за алтарем разрушенного Тихоновского храма. После разорения монастыря надгробия и памятники были разбросаны по всей территории. Сестры собирали их и сносили на место старого кладбища.

12 октября 1996 года при восстановительных земляных работах под алтарной частью полностью разрушенного храма в честь святителя Тихона были найдены захоронения первых насельников обители. Были обретены нетленными останки 5 братий бывшего мужского монастыря. К сожалению, удалось установить имена только троих из них - это иеросхимонах Тихон, схимонах Спиридон и иеромонах Мелхиседек. Матушка игумения Зинона, нынешняя настоятельница обители, присутствовала при открытии захоронений и рассказывает, что от святых останков шло неизреченное благоухание и явно ощущалась благодать Божия. Нетленные мощи праведников первоначально поместили в деревянной часовне на кладбище. Там они пребывали в течение 5 лет.

Часовня, построенная в 1992 году, на месте бывшего братского кладбища.

В течение 5 лет в этой часовне находились нетленные останки первых поселенцев обители, обретенные при восстановительных работах в 1996 году.


В 2001 году при завершении реставрации нижнего Успенского храма обители был устроен специальный Крестовый придел для другой святыни монастыря - Кровоточивого Распятия. Там же была устроена Усыпальница для мощей первых насельников обители.

Останки воскового цвета, у всех братий хорошо сохранились обувь, части мантий, параманные кресты и частично постригальные кресты в руках. У иеросхимонаха Тихона сохранилась епитрахиль, у схимонаха Спиридона – кожаные четки.

Эти братия упоминаются в сборнике «Подвижники благочестия XIXвека». Приведем выдержки из книги.

Немногое известно об их жизни. Иеросхимонах Тихон (Кривской) был первым насельником уединенного лесного скита. Этот старец, известный строгой, благочестивой жизнью, родился в 1797 году в крестьянской семье в слободе Лосевой Павловского уезда Воронежской губернии и в миру звался Михаил Кривской. Он попал в солдаты по жребию и провел в военной службе 32 года, а в 1836 г. поступил послушником в Воронежский Алексеевский монастырь, где и был пострижен спустя 10 лет в монашество под именем Митрофана. В следующем году рукоположен во иеродиакона, а затем — в иеромонаха. В 1860 г. указом Воронежской духовной консистории о. Митрофан был перемещён в Задонский Богородицкий монастырь. Здесь по склонности к уединённому богомыслию в 1861 г. он избрал для жительства созданный попечением архимандрита Димитрия Скит на берегу речки Проходни. В 1862 г. принял он в стенах Богородицкого монастыря схиму, ибо в Скиту еще не было церкви, чтобы совершить великий постриг.

Отец Тихон, думается, не случайно избравший это имя при принятии великого ангельского образа, действительно в полной мере продолжил заповеданную святителем Тихоном традицию беззаветного, вне мира и его условностей служения Господу. Строгость жизни и мудрые благочестивые советы этого старца, бывшего братским духовником, привлекали к нему во дни жизни земной многих, жаждавших спасения своей души. Он всех утешал благодатным словом Священного Писания и подкреплял духовными примерами, проверенными собственным опытом. А потому память об иеросхимонахе Тихоне сохранялась и почиталась местно на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до послереволюционного разорения.

Еще один, праведник, память о котором заслуженно почиталась в лесном монастыре, – схимонах Спиридон, также перешедший в эту пустынь из Задонского монастыря по любви к уединённой жизни. Спиридон (Куликов) в мирской жизни был военным и служил хорошо – уволился «с правом кандидата на офицера». Но избрал он часть благую и в 1850 году поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь. Пострижен в монашество в 1867 году с именем Сосипатра. В схиму же облекся в 1870 году с прежним именем Спиридон. Известно, что он за несколько дней предузнал свою кончину и умер тихо 23 мая 1881 года с Иисусовою молитвою на устах, лобызая при этом находившиеся в руках его монашеские четки, которые и сохранились нетленными, освященные молитвой праведника. Погребён был с правой стороны алтаря Тихоновской церкви, рядом с могилой старшего его современника иеросхимонаха Тихона.

Подробности жизни иеромонаха Мелхиседека от нас сокрыты, но достоверно известно, что почиталась его память в лесной обители, ибо старец при жизни своей отличался «редкою честностью и правдивостью своего характера». Рядом с этими столпами благочестия спасались в лесном уединении и другие достойные старцы.

Фотогалерея

^ Наверх