О монашестве

"Ибо служение Богу превыше всего!"

Интервью с Настоятельницей

Интервью с Настоятельницей обители игуменией Зиноной

Вопрос: Матушка, в этом году монастырю исполняется 150 лет. После разрушения в советский период Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь стал восстанавливаться одним из первых в Липецкой епархии, и сегодня это самый благоустроенный, самый известный и самый многочисленный женский монастырь в Липецкой епархии. Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями пришлось встретиться в начале восстановления монастырской жизни.

В начале 90 годов, когда Церкви стали возвращать принадлежавшие ей земли, когда началось возрождение Церковной жизни в России, милостью Божией, стали снова открываться монастыри – этот оплот Православия. В 1991 году территория нашей обители в пределах монастырской ограды была возвращена Церкви. Мы считаем началом существования нового монастыря 29 апреля 1991 года, когда постановлением Липецкого облисполкома земли были переданы монастырю.

Что сказать, обитель лежала в руинах. От храмового комплекса остались только разрушенный до уровня оконных проемов храм и один лишь ярус колокольни, с единственно уцелевшим надвратным храмом Преображения Господня. Именно в нем в августе 1991 года была совершена первая Божественная литургия после стольких лет запустения. Поэтому монастырь сейчас именуется Свято-Тихоновским Преображенским.

Жизнь первых насельниц, а их было 11 человек, была, конечно, очень суровой. Не было никаких условий. Неотапливаемые, разбитые корпуса, старенькая маленькая трапезная, воду приходилось носить с источника в гору. Но благодать богоугодного дела – восстановления монастыря – неизреченно укрепляла сестер в трудах. Почти сразу начали в обители читать Неусыпаемую Псалтирь. Зазвучала непрестанная молитва. Это основа всей монастырской жизни – Богослужение и непрестанная молитва. Неусыпаемая Псалтирь читается в обители по сей день.

Вопрос: Сколько сегодня монастырь насчитывает монашествующих и насельниц?

Монастырь, милостью Божией, растет. В нем уже около 100 насельниц, в том числе около 60 сестер, принявших монашеский постриг.

Вопрос: Почему молодые девушки, женщины уходят сегодня в монастырь?


Святые отцы говорят, что есть три пути, по которым человек приходит в монастырь. От людей, от обстоятельств и по призванию. Но не важно, каковы причины, главное, как закончит подвижник избранный путь. Сейчас, конечно, нет такого наплыва желающих остаться жить в монастыре. Монастырская жизнь трудная, часто непонятная обычному человеческому взгляду. Трудно бывает разглядеть за обыденной жизнью глубокий личный подвиг. Но Господь Сам избирает желающих послужить Ему в чине монашеском и разными путями помогает человеку сделать жизненный выбор, чтобы привести его ко спасению души.

Почему сейчас девушки, женщины уходят в монастырь? Да все по тому же… Ища спасения души, желая посвятить свою жизнь служению Богу, в послушании и молитве. Ведь именно в монастыре созданы все условия для этого.

Вопрос: Паломники, посещающие монастырь, всегда стремятся посетить келью святителя Тихона. Расскажите о ней.

История нашей обители неразрывно связана со свт. Тихоном Задонским. Это наш покровитель и молитвенник перед Престолом Божиим. В память о месте, в котором любил уединяться при своей жизни Святитель, где ископал источник с целебной водой, в 19 веке по прославлении его во святых, настоятель Задонского мужского монастыря архимандрит Димитрий устроил здесь сначала скит для желающей уединения братии. А потом вырос и самостоятельный мужской монастырь со строгим укладом.

При восстановлении обители в 90 годах сестры всегда обращались за помощью к своему Небесному покровителю. Один чудесный случай привел к тому, что в юго-восточной башенке церковной ограды решили устроить часовню в память о Святителе.

С первых же дней жизни обители ежедневно сестры обходили монастырь Крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери. Проложенной дороги еще не было, шли цепочкой, друг за другом. Подходя к полуразрушенной башенке, сестры вдруг заговорили: «Ой, кадят!». И следующая: «Кадят!», – «Кадят!», – и так дальше все сестры. Каждая почувствовала благоухание ладана, каждую кто-то незримо покадил. Так и решили на этом месте устроить часовню в честь святителя Тихона.

Сейчас ее часто называют Кельей свт. Тихона Задонского. Это место для молитвы, для чтения акафистов. Сестры-экскурсоводы любят рассказывать здесь о жизни Святителя, о том, как он любил это место на пригорочке с источником, как часто приезжал сюда на своей лошадке, которую ласково называл Старик.

Вопрос: Какие святыни пребывают в монастыре?

В обители, как и в любой другой, много разных святынь. У нас есть большая частица мощей свт. Тихона Задонского. Перед его образом каждое утро в 5:40 служится сестринский молебен Святителю, испрашивая благословение на предстоящий день. Несколько ковчегов с мощами разных святых, икона Пресвятой Троицы с частицей Мамврийского дуба, кровоточивое Распятие в нижнем храме, нетленные останки 5 братий монастыря, обретенные при восстановительных работах.

Но одной из наиболее почитаемых святынь является чудотворная Иверская икона Божией Матери. Необычайно интересна ее история.

Еще в XIX веке со святой Афонской Горы в Свято-Тихоновскую обитель был привезен Иверский образ Божией Матери. Эта икона была написана в русском Пантелеимоновом монастыре в 1879 году. Братия глубоко чтили святую икону, каждую пятницу читая перед ней акафист. В начале XX века, когда обитель была разрушена и пропали многие ее святыни, в том числе была утеряна и эта чтимая Иверская икона.

23 июля 1999 года в монастырь привозят большой образ Божией Матери – Иверский. Жертвователи, семья Шматовых, рассказали, что икона была найдена их покойным дедом на скотном дворе, где служила дверью. Благочестивый мирянин взял икону в свой дом и свято хранил ее, оставив при смерти заповедь своим близким: «Когда снова откроются святые обители, подарите ее в какой-нибудь монастырь». Икона три поколения хранилась в его семье. Незадолго до того, как в семье Шматовых было решено пожертвовать икону монастырю, она замироточила.  

По возвращении в обитель икону отдали на реставрацию в монастырскую мастерскую. Когда сняли загрязненный слой, на тыльной стороне обнаружили плохо сохранившуюся надпись: «Писана на Афоне… подарена мужскому Тихоновскому монастырю…». Это было поистине чудо! Всеблагая Вратарница Сама Своей иконой через много лет вернулась в родную обитель.

Сейчас эта икона очень почитаема. В течение двух лет она не преставала мироточить. Записаны случаи исцелений по молитвам перед этим образом. Особенно Матерь Божия помогает в молитвах о даровании бездетным супругам детей. Часто люди приезжают уже отблагодарить Ее. Однажды ко мне подошла женщина со словами: «Матушка! А ведь икона эта у вас чудотворная! У меня не было детей, я молилась перед этой иконой, и Матерь Божия услышала меня, дала мне ребеночка! Я приехала поблагодарить Владычицу»… Каждый год приезжают в обитель группы детей из воскресных школ. Была среди них мама с девятилетней девочкой. Она обратилась ко мне: «Матушка, помолитесь! Нет у нас второго ребеночка». На что я ей ответила: «Так вот у нас Иверская икона – чудотворная. Иди, помолись Матери Божией!». А через год приехала женщина уже с маленькой дочкой, которую в память об обители назвала именем одной из сестер. Известно 8 случаев помощи Матери Божией в даровании супругам детей. Сейчас мы, как и некогда братия монастыря, также по пятницам читаем  перед этим образом акафист.

Вопрос: Несколько лет назад в нижнем приделе собора обители мироточило Распятие Спасителя. Расскажите, пожалуйста, об этом чудесном событии, почему происходит такое мироточение?

Да, еще одной чтимой святыней является Распятие Спасителя. Оно не только мироточило, но и кровоточило. Это случилось в 2000 году в праздник всех Святых, в земле Российской просиявших. На глазах у одной паломницы Распятие покрылось испариной, и по волосам и из-под гвоздей выступили капельки крови. Паломница позвала Настоятельницу и сестер. Мы отерли эти капельки платом, а Распятие было установлено в специально устроенном для него приделе нижнего храма, который теперь называется Крестовым.

Такие знамения – мироточение и кровоточение – очень распространены в наше неспокойное апостасийное время. Сейчас нет явных чудес и чудотворцев, и Господь через такие явления, через Свои иконы, или образы Пречистой Его Матери и святых, дает возможность нам соприкоснуться с миром невидимым, неподвластным человеческому разуму. Иногда это нужно, чтобы возбудить людей от сна душевного, иногда это бывает следствием особого присутствия благодати Божией. Человек, видя такое чудо, умиляется, приходит в сокрушение о своих грехах, а значит приближается ко спасению.

Вопрос: Есть ли у монастыря традиции, особо любимые сестрами и паломниками?

Любимыми праздниками в обители являются Пасха, Рождество Христово и Крещение. В эти праздничные события мы служим ночную литургию. И всегда, несмотря на ночь, храм бывает полон молящимися – сестры, прихожане, гости, – все разделяют несказанную радость этих праздников. А после ночного богослужения сестры торжественно, чинно идут на трапезу. Также для гостей и паломников накрыто праздничное угощение.

Еще одним важным установлением является чин о Панагии. Каждый воскресный и праздничный день после литургии сестры идут крестным ходом в трапезную. Замыкает шествие священник, который в специальном сосуде несет просфору, вынутую в честь Божией Матери. Трапеза тогда становится продолжением литургического общения, на ней присутствует Сам Господь и Его Пречистая Матерь. После молитвословий все вкушают частицу Богородичной просфоры.

Несколько раз в году мы ходим крестным ходом на источник свт. Тихона. Там проводим водосвятный молебен, освящая воду, призывая благодать Святого Духа.

Одним из любимых монахами праздников, конечно, является Преображение Господне. А для нас он особенно важен, ведь именно с маленького надвратного Преображенского храма началась литургическая жизнь обители, и монастырь стал называться Преображенским. В этот день служится ранняя литургия в 4:30 утра в Преображенском храме. Он совсем небольшой, сложно поместиться всем желающим, но каждый раз молящиеся переживают пасхальную радость.  

Вопрос: При Вашем монастыре находится святой источник, по преданию, ископанный святителем Тихоном. В советские годы его пытались засыпать мешками хлорки, но люди приходили, брали отравленную ядом воду, пили и исцелялись. Сегодня, слава Богу, источник благоустроен и сюда приезжает множество паломников. Известны ли вам какие-то особенные случаи исцеления?

Да, тысячи людей ежедневно приезжают на святой источник. Конечно, происходили здесь и чудеса исцелений.

Раб Божий Николай из города Усмани после несчастного случая передвигался на инвалидной коляске. На святой источник его привезли сослуживцы и на руках трижды окунули его в купель. Николай рассказывал: «Когда окунали меня, было очень холодно. А на третий раз какая-то сила словно вытолкнула меня из воды…». И после этого погружения Николай стал ходить, хоть и с палочкой, но своими ногами.

От тяжелой формы рака лимфоузлов исцелился раб Божий Сергий из города Тихорецка. Он приехал в обитель трудником. Ему дали легкое послушание подметать монастырский двор. В первый день он даже не мог держать в руке метлу, но через боль все-таки старался выполнять святое послушание. Ежедневно рано утром ходил он купаться в источнике и уже на третий день почувствовал силу в руках и способность к работе. Продолжая жить и трудиться в монастыре, Сергий каждую неделю соборовался, причащался Святых Христовых Таин и в итоге исцелился совершенно.

Раб Божий Сергий из города Воронежа очень хотел исцелиться от недуга курения и пьянства. Окунаясь в источник, он восклицал: «Святитель Тихон! Исцели меня от курения и пьянства!». И вот уже тринадцать лет недуг не возвращается к нему.

Неверующий муж одной паломницы из города Липецка болел кожным заболеванием. Искупавшись в источнике по настоятельной просьбе жены, он исцелился. «Словно струпья спадали с его кожи!», – рассказывала наблюдавшая за исцелением жена.

Воду из нашего источника брали на биохимический анализ. В ней очень много полезных веществ, и особенно много серебра.

Вопрос: Откуда берется традиция купания в святом источнике?

Эта традиция пришла на Святую Русь из Византии. Изначально люди погружались в воду в праздник Богоявления в воспоминание о Крещении Спасителя, как пишет свт. Афанасий Великий: «…в воспоминание благодатного Крещения Господа, дабы обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, обновив их Своим естеством…». Затем эта благочестивая традиция перешла и на источники, освященные молитвами святых. Очень много целебных источников явлены на Руси. Невидимая благодать Святого Духа действует при погружении человека в воду с верой и молитвой.

Вопрос: Как правильно вести себя в купели, какую молитву читать при  погружении в святую воду?

Наш источник ископан самим святителем Тихоном, ему же он и посвящен.  Поэтому хорошо призвать его перед омовением. Можно прочитать тропарь, пропеть величание. Желающие могут заранее прочитать акафист Святителю. А потом окунуться трижды с молитвой «Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас» или «…исцели меня», или как подскажет сердце. Можно, конечно, читать и другие молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся».

Вопрос: Много ли следует набирать с собой святой воды?

По вере и по желанию. Кому-то достаточно совсем небольшого количества воды, а кто-то хочет, чтобы воды хватило надолго, и набирает много. Только не нужно создавать шум и суету на святом месте, а с благоговением и терпением относиться к нуждам окружающих нас людей.

Спаси Господи, Матушка, за интересную беседу. Что бы Вы пожелали читателям?

Любите Бога, причащайтесь, ходите в православные храмы… Да приведет Господь ко спасению каждую ищущую Его душу.