О монашестве

"Ибо служение Богу превыше всего!"

Правила благоустройства монастырской жизни

Основания монашества и его правил

  1. Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании слова Божия, при пособии наставлений и примеров святых отец: ибо только на сем основании здание духовной жизни и спасения воздвигается прочно и благонадежно; а что строится на песке помыслов и желаний человеческих, то не твердо и угрожает падением велиим.
  2. Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет(Мф. 16, 24).
  3. Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: могий вместити, да вместит(Мф. 19, 12) и слову Апостольскому: не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви(1 Кор. 7, 32).
  4. Дающий обет нестяжания должен утверждаться на слове Христовом: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и дождь нищим; и имети имаши сокровище на небеси; и гряди в след Мене (Мф. 19, 21).
  5. К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: никто же возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии(Лк. 9, 62).
  6. О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: имже несть управления, падают, аки листвие: спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11, 14).
  7. От сих главных начал должны происходить и к ним быть применяемы все правила и распоряжения, благоустрояющие монастырское братство в совокупности и поведение каждого лица в братстве, простирающиеся не только на жизнь духовную и нравственную, но и на состояние внешнего благочиния и хозяйства.

О принятии в братство

  1. Необходимо принимать со строгою осмотрительностию, и только таких лиц, кои имеют узаконенные свидетельства о своей личности; также отзывы о их благонравии, благонадежности и наклонности к монашескому образу жизни от духовного отца, приходского причта или состоящих в монастырском братстве (Указ Святейшего Синода от 25 сент. 1901 г., N 11). Приготовительным к благоустройству братства действием должно быть принятие в братство с осмотрительностию и по тщательном испытании благонадежности принимаемого по поведению и готовности неуклонно исполнять все монастырские обязанности. Сему испытанию, в течение более или менее продолжительного времени, подвергается каждый желающий вступить в монастырь, дабы настоятель мог принять на свою ответственность изъявление согласия на определение оного в монастырь формально.
  2. Те, которые в мирской или монастырской жизни замечены в проступках против благоповедения, и те, которые обнаружили непостоянство неоднократным переходом из одного монастыря в другой, не принимаются в монастырь или принимаются только по особенно строгом испытании и не маловременном дознании воспринятого ими лучшего направления жизни.
  3. Представление послушника к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении узаконенных трех лет искуса, но на приобретенном, посредством верного надзора и испытания, удостоверении о благонадежности его к достойному прохождению монашеского жития. И для него лучше продолженным искусом обезпечить себе твердый будущий путь, нежели спешить решительным обетом не огражденным от опасности колебаний и претыканий.

О духовном руководстве

  1. Каждый член монастырского братства, особенно младший или находящийся на испытании, состоя под наблюдением и распоряжениями настоятеля и подчиненных ему должностных лиц, в отношении к монастырским обязанностям и благочинию должен быть сверх того, где возможно в отношении к жизни духовной, под особым руководством старца, которому часто должен открывать свое душевное состояние, занятия, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и получать от него разрешение недоумений, исправление погрешностей и наставления, ближайшим образом примененные к его настоящему положению и направляющие к дальнейшим успехам в жизни духовной.
  2. Старцем для некоторых может быть настоятель, для других общий духовник монастыря, тщательно избираемый в сию должность, с потребными для нее качествами, а для иных и другие из братии, способные назидать словом и примером.
  3. Настоятель и духовник наблюдают, чтобы вся братия очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно священнослужители пред вступлением в чреду священнослужения.
  4. Возлагаемое настоятелем дело послушания каждый должен принимать и исполнять безпрекословно, кроме случая непреодолимого препятствия, которое встречает в своей неспособности или немощи. В сем случае должен открыть свою неспособность или немощь настоятелю со смирением и подчиниться его дальнейшему рассуждению, которое настоятель должен ознаменовать или снисхождением к немощи, или твердостию против непокорной воли.
  5. Братия не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле и к особенным духовным подвигам, например: к наложению на себя поста сверх положенного по уставу, приступать по рассуждению и с благословением настоятеля, духовника или старца, дабы в дело своей воли не вкралось самоугодие или самомнение и не повредило благого дела, как червь повреждает плод.
  6. Настоятель и старцы должны наблюдать, чтобы братия пребывали в мире между собою, и, если кого усмотрят не в мире с другим, неотлагательно употреблять все возможные средства, чтобы оскорбивший испросил прощение, а оскорбленный простил, в точности соблюдая слово Апостольское: солнце да не зайдет в гневе вашем(Еф. 4, 26).

О богослужении

  1. Важнейший предмет внимания монастырского начальства и усердия братии есть церковное Богослужение. Неупустительное и благоговейное участвование в совершении оного или присутствование при оном должно быть поддерживаемо и примером, и побуждениями начальства. Неисправность в сем должна быть признаваема важным нарушением обязанностей и настоятельно прекращаема исправительными мерами.
  2. За полчаса до благовеста к утрени будильный, взяв благословение от настоятеля или старейшего по нем, обходит все келлии с молитвою для благовременного возбуждения братии.
  3. По начатии благовеста ко всякому Богослужению каждый должен стараться прийти в церковь прежде начатия молитвословия.

20.О непришедшем или поздно пришедшем в церковь будильный объявляет настоятелю или старейшему по нем, смотря по обстоятельствам, или во время самой службы, или непосредственно по окончании оной, для дознания и рассмотрения случая.

  1. Занятые некоторыми послушаниями, например трапезным, если не могут вполне участвовать в церковном Богослужении, должны иметь на сей случай особое разрешение настоятеля. Особенно если не могут быть у поздней литургии, должны быть у ранней.
  2. Священнослужащие, читающие и поющие в церкви, должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, без двугласия, сохраняя древнее церковное пение без повреждения нововведениями, несообразными с простотою и умилением, каковые особенно приличны Богослужению монастырскому (Инструкция благочинным монастырей).
  3. Положенные в уставе чтения из отеческих писаний на утрени, поучения на литургии и вечернее правило не должны быть упускаемы, кроме особенных случаев, когда сего потребует продолжительность праздничной службы или множество частных молебствий.
  4. Братия занимают в церкви определенные места отдельно от народа, кроме некоторых, по должности занимающих места между народом, как например, при свечах.
  5. Никто не должен выходить из церкви прежде окончания Богослужения, кроме крайней нужды, в которой неукоснительно должен дать отчет начальству.
  6. В конце утрени вся братия подходят к стоящему на своем месте настоятелю для принятия благословения, также в конце повечерия, для прощения.
  7. На пути в церковь и из церкви братия не должны останавливаться с посторонними и входить в разговоры, а если от кого будут о чем спрошены, должны ограничиваться необходимым ответом.

О трапезе

  1. Если братская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то братия прямо из церкви идут в трапезу; а если по некотором времени, то, в ожидании трапезы, имеют отдых в келлиях.
  2. По данному колоколом знаку вся братия немедленно собираются в трапезу, которая начинается и оканчивается молитвословием по уставу.
  3. В продолжение трапезы братия сохраняют безмолвие, внимая предлагаемому чтению из поучительных книг или житий святых.
  4. Позднее вхождение в трапезу или исхождение из оной прежде окончания признается безпорядком и не оставляется без ответственности.
  5. Никто не должен брать пищу в келлию, кроме тех, которым разрешит сие настоятель, как не могущим прийти в общую трапезу по болезни или по глубокой старости (Духовный Регламент1. О житии монахов, ст. 23, 24).

О келейном пребывании

  1. Время, остающееся от Богослужения церковного и от дел общественного послушания, проводимое в келлиях, братия должны употреблять сообразно с наставлением Апостольским: искупующе время (Еф. 5, 16), стараясь благоразумным и бережливым употреблением времени, как верно сосчитанною ценою, приобретать некую пользу и окончательно душевную.

  «Искупующия время» келейныя занятия суть:

  • Келейное молитвенное правило по уставу и рассуждению и благословению старца.
  • Чтение душеполезных книг.
  • Выписывание нужнейшего из книг молитвенных или назидательных.
  • Упражнение в церковном чтении и пении, приготовительное к церковной службе.
  • Занятия, поручаемые настоятелем и исполняемые по долгу послушания.
  • Рукоделие в пользу обители или для удовлетворения собственных нужд, или для того, чтобы нечто выработать и подать нищим.
  1. Для келейного чтения предлагаются: во-первых, Священное писание, во-вторых, писание св. Отец и жития святых, в особенности же подвижнические писания св. Василия Великого, Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Ефрема Сирина, Макария Египетского, Нила Сорского; для некоторых не новоначальных также Исаака Сирина, Варсонофия Великого и писания, собранные в книги Добротолюбие, но не без надзора и руководства опытнейших, особенно последние, дабы неблаговременно предпринятое высокое чтение не сделалось для неопытного случаем к неправильному приложению не довольно понятого учения и к мечтательности, вместо истинного успеха в духовной жизни.
  2. Книги мудрости человеческой, как например: исторические и относящиеся до исследования природы, монастырской братия читать не возбраняется, как бы для отдыха, и притом с намерением усматривать в творениях Божиих и в происшествиях мира Божию премудрость и Божие провидение и суд.
  3. Книги мирского и плотского мудрования, как- то: театральные и романические, не должны быть допускаемы в монастырь; а буде, паче чаяния, у кого в монастыре будут найдены – должны быть предаваемы огню или немедленно отсылаемы, если это собственность посторонних светских лиц.
  4. Весьма приличное занятие для монастырской братии представляет иконописание. Начальство должно благоприятствовать желающим заниматься оным, направляя их преимущественно к подражению древним образцам (Духовный Регламент. О житии монахов, ст. 18).
  5. Рукоделия должны быть избираемы, по наставлению св. Василия Великого, преимущественно простые, относящиеся к нужде и пользе, а не к роскоши и прихоти, или благоприятствующие здоровью посредством телодвижения, каковы столярное и токарное.
  6. В келлиях и келейных вещах и их расположении должны быть соблюдаемы чистота, порядок и приличие, соединенные с простотою, благоприятною для безпопечительности и безпристрастия к вещам. Украшения изысканные и близкие к роскоши не должны быть допускаемы.
  7. Не должно иметь в келлиях крепких напитков, разве кому сие позволено будет от настоятеля для подкрепления, по причине слабости здоровья или трудных послушаний.
  8. Имеющие довольно силы, особенно младшие, хорошо поступят, если для соблюдения чистоты в келлии и около келлии и для отопления ея не потребуют служителя и послужат в сем и старейшим.

Об одежде братии

  1. В одежде братии также должна быть соблюдаема чистота и простота, чуждая роскоши и блеска. Кроме черного цвета может быть допускаем только серый и только для внутренней, а не для верхней одежды.
  2. Одежда братии должна быть, по возможности, единообразна. Сего достигать надлежит или просто надзором, или устроением всей братии одинаковой одежды по распоряжению настоятеля.

О взаимном посещении келлий

  1. Братия могут посещать один другого в келлиях для совокупного назидательного чтения (в чем особенно имеют нужду неграмотные) и взаимного вразумления и назидания посредством сего чтения, для взаимного пособия в нуждах келейных, особенно для посещения больных и престарелых и для служения им.
  2. Для сих посещений не требуется особого разрешения; впрочем, настоятель и старший по нем должны наблюдать, кто кого посещает, дабы посещения развлекающие и могущие быть вредными прекращать.
  3. После вечерней трапезы каждый должен оставаться в своей келлии, кроме особенных случаев, когда кого потребует настоятель или когда нужно идти к настоятелю или старцу по делу совести или послужить трудно больному.

О внешних посетителях

  1. Для посетителей монастырских церквей вход в монастырь открывается с благовестом к утрени, а прекращается в семь или восемь часов вечера, смотря по времени года и по рассуждению настоятеля, в навечерии же летних праздничных дней – по окончании всенощного бдения.
  2. Принятие внешних посетителей в келлии не допускается, кроме особенной нужды, например исповедь у духовника и посещение врача, и хозяйственного совещания у казначея между окончанием поздней литургии и началом вечерни. Настоятель может принимать не только после литургии до вечерни, но и после вечерни до определенного времени закрытия монастыря.
  3. Настоятель, как начальник и представитель монастыря, имеет особенную нужду принимать посетителей, богомольцев и благотворителей обители и руководствуется в сем собственным благорассуждением. Прочие не должны принимать посторонних в своих келлиях. Что касается до посторонних лиц, особенно женского пола, имеющих нужду видеть кого-либо из монашествующих или послушников, то с достоинством монастыря, с отличием монастырской жизни и с безмолвием келейного пребывания сообразным признается, чтобы оные принимаемы были не в келлиях, а в братской трапезе (не во время трапезы) или в особо назначенной монастырской приемной комнате, причем не допускается никакое угощение (Духовный регламент. О житии монахов, ст. 34).

О исхождении братии из монастыря

  1. Исхождение братии из монастыря бывает по должностной обязанности, по распоряжению настоятеля и допускается по желанию имеющих в том уважительную частную надобность.
  2. Исходящие из монастыря с настоятелем на соборное или другое Богослужение должны возвращаться в монастырь непосредственно по окончании оного.
  3. Когда монастырские священнослужители требуются в приходские церкви для священнослужения, вместо местных больных, или для ранних литургий, или в домовые церкви епархиального ведомства, настоятель назначает для сего исправных и благонадежных, с разрешения епархиального архиерея. При сем также наблюдается, чтоб они исходили из обители к назначенному времени Богослужения, для которого призваны, и возвращались непосредственно по совершении оного.
  4. Обычай, чтобы в праздники Рождества Христова монашествующие посещали домы некоторых благотворителей обители со святым крестом, если не окажется удобным прекратить (чтобы не были огорчены усердствующие), то сохранить надлежит в ограниченном виде. Назначаемые настоятелем иеромонах со святым крестом и два или три певца могут быть посылаемы в немногие почетные домы благочестивых благотворителей обители для праздничного славословия в первый и второй день праздника. От угощения надлежит им уклоняться.
  5. Из монастырей, в которых полагаются усопшие, монашествующие не должны ходить в домы на похоронные и поминальные обеды. Усердствующие могут, если заблагорассудят, прислать что-либо в монастырь на общую трапезу братии.
  6. По хозяйственным надобностям монастыря посылаемые из него непосредственно по возвращении дают пославшему их отчет в деле и времени.
  7. Имеющий необходимую надобность отлучиться из монастыря должен испросить разрешение настоятеля или, в случае отсутствия его и по его поручению, от старшего по нем, причем, смотря по значительности отлучки и по степени доверия к отлучающемуся, если увольняющий найдет нужным, причина и срок отлучки вносится в заведенную для того книгу. Уволенный непосредственно по возвращении должен явиться к уволившему для удостоверения, наблюден ли данный срок, что и отмечается в той же книге.
  8. Исхождение из монастыря разрешается только в дневные часы, и срок возвращения всегда должен быть ранее вечерней трапезы.
  9. Если монах увольняется для посещения благодетеля или родственника, то, по правилу Духовного Регламента (О житии монахов, ст. 21), сие должно быть допущено не более четырех раз в год, и притом в сопутствии другого старца и преимущественно с целью назидания.
  10. Самовольные отлучки настоятелей и настоятельниц из обителей, тем более в столицу, ни под каким видом не должны быть допускаемы, но на всякую отлучку должно быть испрашиваемо разрешение епархиального архиерея, с выдачею отпускного свидетельства и с означением в нем срока (Указ Святейшего Синода от 25 сент. 1901 г., N 11).

О средствах к поддержанию благочиния и благонравия

  1. Дабы правила благочиния и благонравия тщательно и неуклонно исполняемы были братством, для сего верное средство заключается в том, чтобы сии правила были внутренно уважаемы и любимы. Сии внутренние расположения настоятель и старцы должны возбуждать и питать в братии добрым примером и доброжелательными внушениями, что предписанные братству правила, от великого до малого, имеют связь с монашескими обетами, а соблюдение сих обетов – с душевным спасением, что, по слову Господню, верный в мале, и во мнозе верен есть; и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть(Лк. 16, 10); что, следственно, неверность и тем правилам, которые кажутся малыми, может причинить много вреда; что сыну обители, по слову церковной песни, деяниемдолжно обрести в видения восход, то есть трудолюбивым и неослабным исполнением заповедей Божиих и правил отеческих должно открывать путь к высшей жизни духовной и созерцательной, которая есть на земле предначинание жизни небесной; что пришедшие в обитель, дабы соблюдением заповедей, правил и обетов монашества, паче живущих в мире утвердить за собою надежду спасения, если и при особенных, обретаемых здесь, пособиях вознерадят о соблюдении оных, подвергнутся осуждению горше тех, которые живут небрежно в мире.
  2. Хотя настоятель должен быть ко всем членам братства благорасположен и о всех попечителен, однако преимущественно добрые в поведении, верные в исполнении предписанных правил и подвизающиеся успевать в жизни духовной естественно будут преимущественно пользоваться его благорасположением, попечением, доверием, и сие должно быть средством как для утверждения их на благом пути, так и для доставления им полезного назидательного влияния на прочих.
  3. От настоятеля не должно быть скрыто, кто из братии к кому пишет или от кого получает письма. Смотря по обстоятельствам, он может требовать, чтобы письма ему были показаны, и если переписка не представляет ни надобности, ни пользы, велит прекратить оную.
  4. Поелику же для претыкающихся в поведении нужны и исправительные меры, то употреблять их надлежит без гнева, со внимательным рассмотрением вины, с точною справедливостию и кротостию.

Прежде должно вразумить виновного о его вине и потом употребить епитимию, вследствие чего он должен принять ее не как бич, а как врачество и поощрение к лучшему.

  1. Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на сие, как наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслию уничижения и постыждения: молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтоб он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению.
  2. Для того, кто погрешает употреблением полученного дохода не на истинные нужды и благотворения, а на издержки безполезные или противные умеренности и воздержанию, средства исправления можно искать в орудии греха его. Надлежит отнять у него часть достающегося ему дохода и отдать нищим или, смотря по надобности, всю его долю дохода удержать в руках эконома или казначея, и ему вместо денег, на счет их, доставлять потребные вещи (Инструкция благочинным монастырей, ст. 18).

66.В качестве исправительных мер могут также употреблены быть удаление от общей братской трапезы на один или на несколько дней, а в случаях немалой важности – и безысходное заключение в келлии от одного до трех дней с постом до вечера.

  1. Проступки, не однажды возобновляемые или немаловажные, особенно лиц, не пользующихся доверием начальства, должны быть, по рассмотрению настоятеля, записываемы в той же книге, в которой записываются отлучки из монастыря. Учащение или важность проступков приводят настоятеля к решимости донести об оных начальству, которому подведома обитель.
  2. Правила сии объявляются каждому вступающему в монастырское братство, и он подписывается в неуклонном исполнении оных, равно и в неуклонной ответственности в случае нарушения оных.

Примечания

1) Настоятельницы женских монастырей должны сообразоваться с теми из сих правил, которые удобоприменимы к женским монастырям.

2) В случае же сомнения о применении некоторых правил, настоятельницы имеют просить наставления от благочинного монастырей, который, смотря по надобности, может просить разрешения от епархиального начальства.

 


^ Наверх