Преполовение — это красивое слово означает «достижение чем-либо половины», «разделение напополам». В каждом промежутке времени есть своя середина: в году, в жизни человека, в исторической эпохе. Есть своё Преполовение и в православии, причём отмечается дважды. Во-первых, это середина предпасхальных 7 недель Великого поста. Она отмечается особо и называется крестопоклонной неделей. Во-вторых, это середина постпасхальных 7 недель, которая так и называется — Преполовение. По времени она приходится на 25-ый день после Пасхи, который делит промежуток от Пасхи до Троицы на 2 равных отрезка и соединяет эти великие праздники. Отсюда и название такое — Преполовение Пятидесятницы.
Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.
Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
Следуя Церковному Преданию, и в нашей обители будет совершен крестный ход на святой источник свт. Тихона Задонского. На источнике будет отслужен водосвятный молебен.
Тропарь, глас 8:
Преполовившуся празднику,/ жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ яко всем, Спасе, возопил еси:/ жаждай да грядет ко Мне и да пиет.// Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.
Кондак, глас 4:
Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты бо еси Источник жизни нашея.