Часть I. Историческое описание Свято-Тихоновского монастыря. 1865 - 1920 годы
"Где любовь, тамо Сам Бог - помощник и заступник. О любовь, любезная и сладкая любовь!"
Святитель Тихон Задонский
В нескольких километрах от Задонска, в лесу, на возвышенности, в стороне от дороги стоит небольшая белая обитель. Белая колокольня, белый храм, белая монастырская стена. Над широкой травяной волной плывет белокаменный корабль-храм, с высоты которого встречает каждого входящего икона Пресвятой Троицы. Святая обитель…
Описывая историю Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, нельзя не начать ее с повествования о святителе Тихоне Задонском, епископе Воронежском (1724 – 1783 гг.). В описании земной жизни святителя Тихона, великого духовного писателя и подвижника благочестия, мы находим великолепный пример беззаветного служения Богу и ближним, реальное воплощение заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Весь непростой жизненный путь Святителя исполнен подвига любви и нестяжания. Огромное и непреходящее значение имеют его духовные сочинения.
В 1768 году святитель Тихон оставил епископскую кафедру по болезни и удалился на покой. Для жизни он избрал известный ему Задонский Богородицкий мужской монастырь. Именно здесь, в Задонске, святитель Тихон достиг «небесных высот на пути земном». Здесь угодник Божий обрел мир душевный, вырос в меру возраста духовного, сподобился благодатных видений Господа и Пресвятой Богородицы. Здесь родились главные его духовные сочинения, принесшие ему славу «Российского Златоуста».
Живя на покое в многолюдном монастыре Задонска, святитель Тихон любил уединяться для молитвы и богомыслия в окрестные леса. Особое расположение святой подвижник имел к живописной долине у лесной речки Проходни в 10 верстах от города. Здесь, из-под горы, бил источник вкусной чистейшей воды, а неподалеку была срублена небольшая келья, в которой писал он свои боговдохновенные сочинения. Он часто ездил сюда на одноколке, запряженной утомленной годами лошадкой, которую ласково именовал Стариком. Так писал в своих воспоминаниях его келейник Василий Чеботарев: «Поди, Василий, заложи одноколку, – говаривал он своему келейнику, – проедемся. Возьми с собою чашку и косу, накосим травы Старику, также и воды напьемся там». Уезжал он в это место, которое называл «прекрасное, дивное, тихое – аки рай земной» в поисках молитвенного уединения, «чтобы меньше в ушах звенело и менее глаз видел». Можно предположить, что именно здесь, под журчанье родниковых струй, вливавшихся в тихие воды речки Проходни, под влиянием роскошной картины природы, написал Святитель в своём замечательном по простоте изложения и высокой мысли труде "Сокровище духовное, от мира собираемое" статью под названием "Вода мимотекущая".
В 1783 году святитель Тихон отошел ко Господу, окончив свой подвижнический путь, увенчанный благоуханием святости. Никогда не угасала в народе память о Задонском святителе. В 1846 году были обретены нетленными мощи великого Божьего угодника, а в 1861 году Святая Церковь причислила его к лику русских святых. И, конечно, не остались забытыми события и места, связанные с его земной жизнью.
В 50-х годах XIX столетия настоятельствовал в Задонском Богородицком монастыре, где жил когда-то на покое святитель Тихон, архимандрит Серафим. Будучи знаком с местными преданиями, он решил выкупить в монастырскую собственность участок земли с родником на речке Проходня, «дабы не оставалось и впредь в забвении это святое место, отдаленное от города и окружающих селений». И действительно, место это было очень живописным и совершенно безмолвным: небольшая долина, окруженная со всех сторон холмами, лесная речка и источник вкусной воды.
Так архимандрит Серафим положил начало будущей новой обители. Он обустроил место у речки, где находился источник: улучшил самый вид колодца, поставил на него новый дубовый сруб вместо сгнившего, утвердил деревянный киот со святой иконой. В лесу же на холме устроил пасеку для пчеловодства и при ней построил несколько жилых деревянных изб, в которых жили потом старички-иноки, присматривавшие за хозяйством. В таком виде это место, освящённое духовными подвигами святителя Тихона, оставалось до 1864 года.
"Тюнинское селище". Вдали - Тихоновский монастырь. Рис. Е.Л. Маркова, конец XIX века
Безмолвное лесное место с источником все более привлекало к себе внимание задонской братии. Глядя на уединённую, тихую жизнь иноков, которым было вверено попечение о пасеке обители, многие монахи монастыря, особенно из старшей братии, не раз обращались к отцу архимандриту с просьбой благословить их на «лесное безмолвие». Поэтому следующий настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий (Григорьев) задумал построить здесь скит для желающих уединения и сугубого монашеского делания.
При удобном случае архимандрит Димитрий рассказал о своих намерениях правящему архиерею — архиепископу Воронежскому Иосифу (Богословскому). Владыка Иосиф, немало потрудившийся для прославления святителя Тихона, одобрил предложение задонского настоятеля и устно благословил его на осуществление задуманного, «дабы почтить домом молитвенным и ознаменовать место, где нередко любил предаваться богомыслию при жизни своей угодник Божий».
В 1865 году строительство лесного скита началось со старинной деревянной церкви, освященной некогда самим святителем Тихоном в бытность его епископом на Воронежской кафедре. Эту церковь перевезли сюда из села Гнилуши Задонского уезда и освятили во имя новоявленного угодника Божия святителя Тихона. Храм поставили на пригорке, на самом видном месте, вторым этажом на высокий каменный фундамент и обложили кирпичом. На первом этаже располагались кухня и трапезная.
Архимандрит Димитрий, настоятель Задонского Богородицкого монастыря и строитель нового Тихоновского, был личностью неординарной. Родился он в 1798 году в Орловской губернии в дворянской семье. Закончив гимназию, он поступил на военную службу. За скромность поведения был прозван товарищами «монахом». В 1835 году вышел в отставку и с благословения горячо любимой матери в 1842 году поступил в Малоярославецкий монастырь Калужской епархии в настоятельство там игумена Антония (Путилова), брата архимандрита Моисея, бывшего в то время настоятелем Оптиной пустыни. В 1847 году, по совету игумена Антония, перешел в Воронежский Алексеево-Акатов монастырь, настоятелем которого был тогда преосвященный Елпидифор, епископ Воронежский, викарий Острогожский. Когда владыка Елпидифор был переведен в Харьков, он взял с собой понравившегося ему послушника, которого в 1848 году постриг в монашество и рукоположил в иеромонаха. В 1852 году иеромонах Димитрий по рекомендации преосвященного Елпидифора поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Там он нес послушания лаврского духовника и казначея.
В 1860 году отец Димитрий был произведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Задонского Богородицкого монастыря. А с 1865 года стал и строителем Свято-Тихоновской обители. До самой своей кончины он нес двойной крест настоятельства в Богородицком монастыре и строительства в новом Тихоновском.
Трудно представить, в сколь непростой ситуации оказался архимандрит Димитрий, управлявший Богородицким монастырем в те годы. После прославления святителя Тихона задонская обитель получила общероссийскую известность, ко многому обязывающую настоятеля. Одновременно архимандрит Димитрий находил силы и средства на устроение монашеской общины у известного источника на берегу речки Проходни. Понести такое, пожалуй, было выше простых сил человеческих, и в том, сколь успешны были труды архимандрита Димитрия, нельзя не увидеть благодатной помощи по молитвам святителя Тихона, об увековечении памяти которого так заботился задонский настоятель.
В это непростое для отца Димитрия время укрепляло его твёрдое упование на Бога, а также отеческие советы в письмах святителя Феофана, затворника Вышинского, приславшего задонскому настоятелю в утешение свою книгу «Сборник святоотеческих писаний о молитве в сердце к Богу». На сомнения отца Димитрия в силах ли он, помимо трудов по управлению монастырём Задонским, иметь попечение ещё и об устроении Тихоновской обители, богомудрый Святитель отвечал: «Спрашиваете, не погрешаете ли, продолжая нести иго начальствовать? Нет. Вы обязаны нести его, пока начальство не скажет: „Довольно“. Как оно не только не сказывает этого, но напротив, налагает на Вас новое дело, зная Ваши немощи телесные, то Вам совсем не след и на ум принимать вопроса, не следует ли оставить труды?».
Настоятель отец Димитрий по характеру был человек мужественный, честный и великодушный. Братией управлял строго, без поблажек, но и рассудительно, умея простить раскаявшегося и утешить унывшего. Под его заботливым и мудрым управлением обитель процветала и в духовном, и в материальном отношении. Он делал все, чтобы пожелавшие уединенного безмолвия ни в чем не нуждались и жили привычным монашеским уставом. Причем на обустройство скита шли в первую очередь личные средства отца Димитрия. Старец, изможденный трудами, он потерял за 5 лет до кончины зрение. Но, сильный духом и укрепляемый богомудрыми советами, архимандрит Димитрий до конца жизни не оставлял своего креста.
В дальнейшем становлении обители большое участие принимал тамбовский помещик Василий Петрович Воейков. Ведя светский образ жизни, он был далек от Бога, в бессмертие души не верил и спасением того, чего по его мнению не существует, не занимался. Переворот в мировоззрении Василия Петровича произошел после знакомства его с архимандритом Димитрием. Однажды, находясь проездом по своим делам в городе Задонске и будучи наслышан от местных помещиков о благочестивой подвижнической жизни настоятеля отца Димитрия, Василий Петрович решил из интереса сходить к нему на беседу. И вот как он сам вспоминал об этом впоследствии: «Отец архимандрит Димитрий – это друг души моей. Он меня заблудшего, как Плакиду, научил верить и знать Бога. Когда я в первый раз приехал в Задонск в 1865 году, его привет, внимание и духовно-нравственная беседа так подействовали на меня, что с этого раза увидел всю пустоту своей жизни. И молиться стал, и верить стал в бессмертие души с надеждою и упованием на благость Творца. А дотоле я все это отвергал и над всем святым глумился. Тут после долгих лет моей беспечной жизни я исповедовался и приобщился Святых Христовых Таин».
С этого приезда в Задонск изменилась жизнь Василия Петровича. В его лице архимандрит Димитрий нашел деятельного помощника в деле устроения Тихоновского монастыря.
Василий Петрович, будучи в Задонском монастыре, посетил небольшой уединенный лесной скит с монастырской пасекой и так был очарован этим местом, что тогда же вознамерился своими средствами устроить здесь самостоятельный мужской монастырь в память угодника Божия – святителя Тихона Задонского. Используя свои связи и личные знакомства, он взял на себя весь груз оформления необходимых бумаг и документов.
В 1872 году прошение В.П. Воейкова об основании нового общежительного монастыря под Задонском, вполне материально обеспеченное, в Святейшем Синоде было принято благосклонно и рассмотрено без промедления. Предположительно, решающей оказалась позиция митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского), весьма почитавшего память святителя Тихона Задонского и всё с ним связанное. Впоследствии в Тихоновском монастыре имя митрополита Исидора поминали за литургией как «первого благорасположенного покровителя к новой обители».
После рассмотрения прошения на заседании Святейшего Синода, Синодальный обер-прокурор граф Толстой подал доклад Государю. И 31 мая 1873 года Государь Император Александр II высочайше изволил утвердить открытие Свято-Тихоновского мужского общежительного монастыря.
Устроение монастыря пришлось на такое время, когда небольшие по численности монастыри закрывались, оставались лишь крупные обители. Поэтому основание нового монастыря явилось делом особого Промысла Божия предстательством святителя Тихона Задонского. 7 октября 1873 года «к славе Божией и в прославление имени великого Его угодника святителя Тихона» Тихоновский мужской общежительный нештатный монастырь был открыт.
Тихоновский мужской монастырь. Открытка начала XX века
Архимандрит Димитрий «со слезами на глазах» совершил соборне Божественную литургию в деревянном храме святителя Тихона, Задонского чудотворца. По завершении её был отслужен благодарственный молебен, «на котором торжественно провозглашено было многолетие Государю Императору и всему царствующему дому, Св. Синоду, строителю и благотворителям святой обители и всем православным христианам». После службы братию обоих монастырей, Задонского и Тихоновского, и присутствовавших почётных гостей пригласили к праздничной трапезе. Для странников-богомольцев угощение устроено было посреди двора монастырского. Целый день, как на Пасху, не умолкали колокола в новоутверждённой Тихоновской обители.
Внутренний вид монастыря. Рисунок конца XIX века
Василий Петрович Воейков подарил обители прилегающий к ней лес и большое благоустроенное имение, благодаря чему мог жить и строиться вновь образованный монастырь. На его средства были выстроены собор, колокольня, новые каменные корпуса для братии и настоятеля, различные хозяйственные постройки. В монастыре были устроены иконописная, столярная, швейная, сапожная и другие мастерские. Посажены сады, расширена пасека, находившаяся в лесу с северо-западной стороны монастыря.
Территория Свято-Тихоновской обители представляла собой просторную квадратную площадь, посреди которой возвышался величественный, русско-византийского стиля, каменный двухэтажный собор, выстроенный по типовому проекту известного архитектора К.А. Тона. Храм был заложен в 1879 году, а освящен в 1883 году, на следующий день после празднования дня памяти святителя Тихона – 27 августа (н. ст.). Главный престол был освящен в честь Пресвятой Троицы. Позже был освящен левый придел в честь прп. Арсения Великого, а правый в честь Всех Святых.
Общий вид Тихоновского общежительного мужского монастыря. Литография 1915 года
В нижнем цокольном помещении собора был устроен храм-усыпальница в честь праздника Успения Божией Матери с приделами в честь обретения главы Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца.
Слева от собора находилась деревянная трехпрестольная церковь, освященная некогда самим Святителем, с которой и началось строительство скита в 1865 году. Боковые пределы этого памятного храма были освящены в честь Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского и Кирилла Александрийского. Рядом с этой церковью располагалось монастырское кладбище и двухэтажный братский корпус.
Тихоновский храм обители. Фото начала XX века
Красивая каменная четырехъярусная колокольня была выстроена в итальянском стиле. В ее нижнем ярусе был устроен небольшой надвратный храм, освященный 19 августа (н. ст.) 1877 года в честь Преображения Господня. Под храмом располагались святые врата, снаружи украшенные «превосходной живописью из истории Нового Завета», – вход в обитель.
К святому источнику от южных ворот монастыря сквозь фруктовые монастырские сады вела мощёная дорога, тянувшаяся по крутому извилистому спуску. Внизу, на правом берегу Проходни, была выровнена обширная площадка, на которой устроен был «просторный конюший двор с подъездными сараями и гостиница для приходящего чёрного народа». Гостиница для «белой публики» располагалась при обители, «наверху горы, близ юго-западной башни монастыря».
В 1882 году на святом источнике над колодцем уже существовала небольшая деревянная часовня, украшенная иконами, пред которыми теплились неугасимые лампады. В часовне находился Нерукотворный Образ Спасителя, по преданию, принесённый к источнику самим святителем Тихоном. Богомольцы, неиссякаемым потоком стремившиеся к святыне, могли испить ледяной воды из благословленного святителем Тихоном источника и совершить омовение в двух купальнях (мужской и женской), устроенных справа от благодатного колодца. Паломники «по вере своей» получали исцеления, «кои и записываются в монастырской книге». Посещали источник и Георгий Затворник, и Христа ради юродивый Антоний Алексеевич, и святитель Антоний (Смирницкий).
Часовня над святым источником у речки Проходня. Фото начала XX века
Еще одна церковь – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» – была устроена на втором этаже каменного настоятельского корпуса, выстроенного в 1875 году. На первом этаже этого дома находилась больница на 12 коек для братии и приходящих крестьян из окрестных сел. Из храма в больничные палаты было проведено специальное слуховое отверстие, чтобы больные могли ежедневно слушать Божественную литургию.
Монастырь кругом был обнесен каменной высокой оградой. Четыре угловые башни монастырских стен были украшены вылитыми из меди изображениями ангелов.
Благодаря благочестивому, подвижническому жительству братии, многим трудам архимандрита Димитрия и удаленности от мирской суеты, в Тихоновском монастыре сложилось строгое монашеское общежитие. Отец архимандрит ввел в обители устав такой же, как в Оптиной пустыни, – с пением на службах старинным столповым распевом, ведь сам отец Димитрий по своей жизни был тесно связан с оптинскими старцами. Он был учеником оптинского старца Леонида, вел переписку со старцами Макарием и Авросием. Очень почитал отец Димитрий святителя Феофана, Затворника Вышинского, и пользовался его советами и наставлениями.
К службе насельники, а было их на начало 1880-х годов около 100 человек, призывались колоколом. В храме все монашествующие стояли в мантиях. Порядок служб в монастыре соблюдался неукоснительно. В простые дни утреня начиналась в 4 часа утра. В воскресные и праздничные дни совершалось всенощное бдение с 6 часов вечера. Ежедневно служились две обедни – ранняя в 6 и поздняя в 9 часов.
На каждой неделе весь год, за исключением Святой Четыредесятницы, читались соборные акафисты за всенощными бдениями: в понедельник – святителям Митрофану Воронежскому и Николаю Чудотворцу, в среду – святителю Тихону Задонскому, в пятницу – Иверской иконе Божией Матери. В воскресенье, перед литургией, читался акафист Спасителю.
13 июля 1882 года в возрасте 84 лет архимандрит Димитрий отошел ко Господу. Погребен он был в Задонском мужском монастыре в северном приделе нижнего храма в соборе Владимирской иконы Божией Матери. А двумя годами ранее ушел из жизни Василий Петрович Воейков, за несколько лет до кончины принявший тайный монашеский постриг. Похоронен он был в Смоленской церкви своего имения в Тамбовской губернии при селе Лаврово в приделе святой Параскевы.
После праведной кончины архимандрита Димитрия настоятельствовал в новоустроенной обители «рачительный игумен Кассиан». Новый настоятель происходил из крестьян слободы Стрелецкой Богородицкого уезда Тульской губернии. В 1851 г. он поступил в Задонский Богородицкий монастырь послушником, в 1856 г. пострижен в монашество и в 1862 г. рукоположен в иеромонаха. Пребывавший в должности благочинного Задонского Богородицкого монастыря, в 1882 году отец Кассиан был назначен настоятелем в Тихоновский монастырь. Под его руководством Тихоновская обитель продолжала крепнуть и украшаться. По свидетельству современников, игумен Кассиан был личностью достойной уважения и глубокого почитания. «Всегда кроткий, приветливый, с улыбкой на лице, он прост и доступен был всем». После его смерти в 1908 году обязанности настоятельства исполнял казначей монастыря иеромонах Алексей, который впоследствии был утвержден в сан игумена. Под его руководством в обители проживало 60 человек братии.