Запустение

"Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе". Пс. 132:1

Часть II. Запустение обители. 1920 - 1991 годы

«Что вода мимотекущая, то и житие наше, и все в жизни случающееся. Видим, что вода в реке непрестанно течет и проходит; все вверху воды плывущее, как то: сор, лес и прочее, проходит. Христианине! Тако и житие наше, и с житием все благополучие и неблагополучие мимо идет…».

Святитель Тихон Задонский. «Сокровище духовное, от мира собираемое»

23 января 1918 года вышел декрет об отделении Церкви от государства и национализации церковного имущества. В 1919 году по всей стране прокатилась волна процессов по вскрытию мощей святых угодников Божиих. Мощи святителя Тихона Задонского, как одного из наиболее почитаемых русских святых, были осквернены одними из первых – 28 января 1919 года.

В 1920 году власти приступили к ликвидации монастырей. Свято-Тихоновский мужской монастырь был закрыт одним из первых в Воронежской губернии. Причиной этому стало необыкновенно живописное и благотворно-здоровое местоположение монастыря, а также его удаленность от глаз верующих, которые могли возмутиться такими действиями властей. Официально монастырь считался закрытым уже 24 марта 1921 года.

Как священнослужителей, так и простых монахов, разделили по двум возрастным группам, предав всех трудоспособных до 50-летнего возраста на принудительные работы. А больных и старше указанного возраста, считаясь с личным желанием, передали в дом гражданских инвалидов. Явным при этом было заступничество святого покровителя монастыря – святителя Тихона Задонского. Известные на сегодняшний день документы не позволяют говорить о каких-либо репрессивных действиях против последних насельников Свято-Тихоновского мужского монастыря.

В 1922 году на территории закрытого монастыря был организован совхоз, а с 1923 года здесь расположилась самая большая в губернии детская колония с добрым названием «Уют».

Во время Великой Отечественной войны в бывшем Тихоновском монастыре размещались военный госпиталь и школа военной разведки. Тогда, по рассказам задонских старожилов, здешняя колокольня разделила судьбу своих сестер, гордо возвышавшихся вдоль Дона в каждом из четырех Задонских монастырей. Приближалась линия фронта и возникли опасения, что монастырские колокольни послужат отличным ориентиром немецким артиллеристам при обстреле города и окрестных селений с другого берега Дона. А потому все они были разобраны до нижних ярусов. В лесу рядом с монастырем и сейчас встречаются воронки от снарядов и окопы.

Рассказывают, что однажды вражеский десант ворвался в военный госпиталь, расположенный на территории монастыря, и все раненые были расстреляны. При восстановлении обители было найдено множество безымянных останков, захороненных ныне на братском военном кладбище недалеко от ограды обители. Каждый год 9 мая к этой братской могиле совершается Крестный ход и служится панихида об упокоении погибших воинов.

Кладбище с братской могилой у стен монастыря

Дальнейшим разрушениям запустевшая обитель подверглась в 1950 – 1960 годы, когда здания перестраивались под нужды размещенного здесь Задонского психоневрологического интерната. Колокольня, сохранившая только свой первый ярус, была превращена в сушилку. Соборную Троицкую церковь, снеся купола, перестроили в двухэтажное здание, на верхнем этаже которого разместился кинозал для больных, а внизу – столовая и кухня с соответствующими службами. От братской трапезной, старого настоятельского корпуса не осталось и следа. Деревянный Тихоновский храм, освященный самим Святителем, был разрушен еще раньше: после войны местные жители разобрали его на стройматериалы.

Рассказывают, что один из монахов, который не захотел расстаться с родным монастырем, проживал в интернате на правах больного, хотя все знали, что он не только здоров, но и имеет многие духовные дарования. К нему приходили за утешением и советом. А чтобы не привлекать к себе внимания, он юродствовал, катая одной бутылкой разбитые стекла от другой.

Медсестры психоневрологического диспансера рассказывали, что во время разрухи они тайно организовывали походы к источнику вместе с больными, старались поддерживать святой источник в чистоте и порядке.

По воспоминаниям местных жителей, святой источник несколько раз цементировали, заливали бетоном, но живительная влага снова пробивалась на свет Божий. В дни памяти святителя Тихона атеисты сыпали хлорку в колодец, оцепляли лес вокруг него нарядами милиции, чтобы никто не мог подойти и почерпнуть воды, почтить память Святителя. Но все равно люди находили способ пройти к источнику, набирали и пили с верой даже такую – мутную отравленную воду, и исцелялись, по слову Спасителя: «По вере вашей да будет вам».

Стертым оказалось с лица земли и монастырское кладбище. Часть надгробий использовали как блоки при закладке фундаментов новых построек. Часть свалили в отдаленном углу за бывшей монастырской оградой, где они и лежали долгие годы, покрываясь слоем мха, зарастая травой и кустарником. Одно из надгробий, высеченное из белого камня в виде аналоя с лежащими на нем крестом и Евангелием, было оштукатурено и приспособлено под постамент для гипсового бюста «вождя революции». 

Часовня на месте старого кладбища и сохранившиеся надгробия

Монастырь был осквернен и обезображен нетиповыми постройками психоневрологического интерната, существовавшего тут около 30 лет, вплоть до 1989 года, когда для нужд душевнобольных были выстроены на 200 метров далее монастырских стен новые корпуса со всеми удобствами.

В таком виде пребывал бывший Тихоновский монастырь до начала 90-х годов.

Монастырь в руинах. Фото 1991 года.

Читать следующую часть >>

История обители. Оглавление