Возрождение

"Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе". Пс. 132:1

Часть III. Возрождение. 1991 - 2003 годы

«Слыши убо и внимай, душа грешная, глас Искупителя Твоего Иисуса и иди за Ним да постигнеши. Поспешай, поспешай, возлюбленне, пока зовет, и двери отверсты. Небо отверсто, и входят в тое мытари, прелюбодеи и всякие грешники кающиеся… Туды вошли апостолы, мученики, святители, преподобнии и вси святии Божии… Душе моя, слыши и ты глас Господень, и прилепися к святой дружине той, и с ними иди за Иисусом, верным вождем, да и в час исхода твоего услышиши глас Его: «Приидите, насладитеся ихже уготовах вам почестей и венцев небесных».

Святитель Тихон Задонский. «Сокровище духовное, от мира собираемое»

С начала 90-х годов XX столетия Русской Православной Церкви стали возвращать исторически принадлежащие ей земли. Стали открываться монастыри. 29 апреля 1991 года территория лесного «Скита», как продолжали именовать бывший Тихоновский монастырь местные жители, также была возвращена Церкви. Началось возрождение святой обители.

В конце января 1991 года духовнику Спасо-Преображенской пустыни Рижского Свято-Троицкого женского монастыря архимандриту Петру (Кучеру) пришло письмо от верующих города Липецка с предложением приняться за восстановление Свято-Тихоновского монастыря, находящегося в 8 км от города Задонска. Спустя месяц по получении приглашения отец архимандрит Петр прибыл в Задонск посмотреть место под будущий монастырь. Один из инициаторов открытия монастыря, его духовный сын Михаил Львович Чепурнов, повез отца Петра и наместника Задонского Богородицкого мужского монастыря архимандрита Нафанаила в урочище Скит.

Разрушенный Троицкий собор обители. Фото 1991 года

Монастырь представлял собой руины. Однако отца Петра это не испугало и, вернувшись в Латвию, он начал сборы по переезду в Свято-Тихоновскую обитель. Для открытия нового монастыря и восстановления его из руин за отцом Петром последовали 11 человек духовных чад – первых насельниц возрождающегося монастыря. Впереди их ждали нелегкие труды и подвиги монашеской жизни.

Архим. Петр (Кучер)

Архимандрит Петр (в центре) с духовными чадами в Спасо-Преображенской пустыни в Риге. Справа от о. Петра - схиархим. Виталий (Сидоренко)

В скором времени, будучи уже в Липецке, о. Петр с сестрами получили известие о постановлении Липецкого облисполкома № 194 от 29 апреля 1991 года: «Передать безвозмездно в собственность Задонскому Богородицкому мужскому монастырю для восстановления и использования по назначению здания и строения бывшего психоневрологического интерната, как ранее принадлежавшего монастырю (скиту), так и построенные, с прилегающей территорией в пределах бывшей монастырской ограды». Эта новость обрадовала новых насельников, а также ободрила в предстоящих трудах, несмотря на то, что разоренный монастырь представлял собой печальное зрелище. «От красивейшего храма остались стены на уровне первого этажа – без сводов, куполов и крестов. Монастырская стена полуразрушена, из угловых башен осталась одна, в которой был устроен цементный склад. Колокольня, взорванная во время Великой Отечественной войны, с единственно сохранившимся храмом Преображения Господня. В подсобных и вспомогательных помещениях были выломаны полы, рамы, сорвана кровля, уничтожена электро-проводка…», – так вспоминают о состоянии монастыря первые его насельницы- монахини.

Сохранившийся первый ярус колокольни. Фото 1991 г.

Первым делом взялись за восстановление источника и ведущей к нему от монастыря дороги. Был сделан новый сруб над колодцем святителя Тихона, вверху над ним – деревянная часовня. Из колодца вывели трубу, по которой целительная вода стекала в специально вырытую в земле забетонированную купель. Уставшие после работы сестры и паломники шли на источник, читали там акафист святителю Тихону и обливались святой водой – усталость трудового дня снималась как рукой. Сугубо действовала благодать Божия, укрепляя новоначальных. Отец Петр, не покладая рук, трудился на благоустройстве источника, одновременно организовывая и другие реставрационные работы в самом монастыре.

Первая купель на святом источнике. Фото 1996 года

Жизнь была трудной. Условия жизни долгое время оставались суровыми. Приходилось много и тяжело трудиться физически – заготавливали дрова, перетаскивали своими руками цемент, кирпич, мусор, жили в незастекленных и неотапливаемых помещениях, вручную вывозили навоз на коровнике и самостоятельно выполняли другие тяжелые работы. Воду приходилось доставлять из источника – нужно было идти 300 метров в гору с полными ведрами. Лето 1991 года выдалось на редкость сухое и жаркое, температура воздуха нередко поднималась до 35 градусов, а сестрам приходилось ходить за 5 км от монастыря пропалывать поля. Обязательным для всех было поочередное дежурство по монастырю в ночное и дневное время.

Первые месяцы в воскресные и праздничные дни для исповеди и причащения насельницы Скита ездили на службу в Задонский мужской монастырь, так как служить у себя было негде. Утреннее и вечернее правило совершалось на открытом воздухе – возле паперти разрушенного собора.

Желая как можно скорее начать Богослужение, был наспех отремонтирован совсем небольшой храм на колокольне – фанерный иконостас, беленые стены, скромное облачение. За неимением стекла, оконные проемы были затянуты полиэтиленовой пленкой. Первое Богослужение состоялось 19 августа 1991 года на праздник Преображения Господня. И в честь этого исторического для всей жизни монастыря события обитель получила официальное название: Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Свершилось самое главное – на святом месте была отслужена первая за много лет запустения Божественная литургия, зазвучала непрестанная молитва, и, благословением Божиим, началось быстрое восстановление монастыря – появились благодетели, приехали паломники, стали собираться сестры.

 

Постриг в Преображенском храме на колокольне. 1991 год

Молитва помогала выдержать суровую жизнь. Архимандрит Петр ввел в обители устав Рижского Свято-Троицкого женского монастыря, который не закрывался в безбожное время. Начали совершать ежедневные богослужения полного суточного круга, было введено общее монашеское правило. Особенностью молитвенного строя обители стало ежедневное моление Божией Матери - каждый вечер петь акафист Пресвятой Богородице, в обычные дни ее Казанской иконе, а в пятницу - Иверской. С самого начала открытия монастыря был утвержден чин чтения Неусыпаемой Псалтири - день и ночь в обители звучала молитва. С первого дня и доныне Господь явно промышляет о Своей обители, не оставляя ее чудесами.

В 1992 году на месте разрушенного Тихоновского храма, некогда освященного самим святителем Тихоном, и уничтоженного братского кладбища была построена деревянная часовня. В этом же 1992 году началось восстановление практически полностью разрушенного Троицкого собора.

Изначально собор был выстроен по типовому проекту архитектора К.А. Тона как уменьшенная копия храма Христа Спасителя в Москве. По прошествии времени оказалось, что почвы под храмом сдвинулись, и восстановление по такому же проекту невозможно. Потребовалась серьезная доработка проекта под изменившиеся геофизические условия. Анатолий Дмитриевич Зарубин, липецкий архитектор, разработал проект восстановления храма.  Анатолий Дмитриевич построил храм и не дожил буквально месяц до его освящения, но имя А.Д. Зарубина навсегда осталось в истории монастыря и в сердцах сестер. Ежедневно поминается раб Божий Анатолий за Божественной литургией и при чтении Неусыпаемой Псалтири в числе других ктиторов монастыря.

 

Анатолий Дмитриевич Зарубин. Архитектор Липецкжилстроя 

Работы по восстановлению главного храма обители велись в крайне сжатые сроки. И уже 17 апреля 1993 года на Пасху в новом храме совершилась Божественная литургия.

Работы по установке центрального купола

Архим. Петр на ступенях разрушенного собора

По проекту того же Анатолия Дмитриевича Зарубина за четыре месяца зимы 1993-1994 годов были возведены все три недостающие яруса колокольни. На ее медный купол установлен 11-метровый шпиль с крестом.

Восстановленные храм и колокольня. Зима 1995 года

Монастырь продолжал расти и строиться. В 1995 году на святом источнике была отстроена новая купель, возведены хозяйственные помещения: коровники, склады, ангар, гаражи, построена водонапорная башня. 

Однажды случилось событие, побудившее устроить в одной из башен белой монастырской ограды – восточной – часовню в память святителя Тихона. С первых же дней жизни обители ежедневно сестры обходили монастырь крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери. Проложенной дороги еще не было, шли цепочкой, друг за другом. Подходя к полуразрушенной башенке, сестры вдруг заговорили: «Ой, кадят!», и следующая: «Кадят!», – «Кадят!», – и так дальше все сестры.

Ежедневный крестный ход вокруг обители

Каждая почувствовала благоухание ладана, каждую кто-то незримо покадил. Так решили на этом месте устроить часовню в честь святителя Тихона. Тем более что, по преданию, именно в этих местах находился некогда деревянный домик, в котором Святитель укрывался от непогоды и молился.

Угловая башня с часовней свт. Тихона Задонского

Тысячи людей стали приезжать в Скит, как продолжал именовать народ Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, чтобы прикоснуться к памяти святителя Тихона, освящавшего своим именем это уединенное место в Задонских лесах. А святой источник у подножия монастырской горы на реке Проходня постепенно приобрел широкую известность, привлекая многочисленных паломников. 

Происходили на святом источнике исцеления от многих болезней, в том числе и от очень серьезных. Излечивались люди от недугов и душевных, и телесных. Воду святого источника брали на биохимический анализ. В ней очень много полезных веществ и, особенно, серебра.

Раб Божий Николай из города Усмани после несчастного случая передвигался на инвалидной коляске. На святой источник его привезли сослуживцы и на руках трижды окунули его в купель. Николай рассказывал: «Когда окунали меня, было очень холодно. А на третий раз какая-то сила словно вытолкнула меня из воды…». И после этого погружения Николай стал ходить, хоть и с палочкой, но своими ногами.

От тяжелой формы рака лимфоузлов исцелился раб Божий Сергий из города Тихорецка. Он приехал в обитель трудником. Ему дали легкое послушание подметать монастырский двор. В первый день он даже не мог держать в руке метлу, но через боль все-таки старался выполнять святое послушание. Ежедневно рано утром ходил он купаться в источнике и уже на третий день почувствовал силу в руках и способность к работе. Продолжая жить и трудиться в монастыре, Сергий каждую неделю соборовался, причащался Святых Христовых Таин и в итоге исцелился совершенно.

Раб Божий Сергий из города Воронежа очень хотел исцелиться от недуга курения и пьянства. Окунаясь в источник, он восклицал: «Святитель Тихон! Исцели меня от курения и пьянства!». Молитвами Святителя Тихона к Сергию пришла благодатная помощь. Вот уже много лет недуг не возвращается к нему.

У жительницы Москвы рабы Божией Раисы была обнаружена раковая опухоль. Прожив в обители две недели, Раиса ежедневно окуналась в целебном источнике. По приезде домой врачи были крайне удивлены, так как от опухоли не осталось и следа.

Неверующий муж одной паломницы из города Липецка болел кожным заболеванием. Искупавшись в источнике по настоятельной просьбе жены, он исцелился. «Словно струпья спадали с его кожи!», – рассказывала наблюдавшая за исцелением жена, благодаря святителя Тихона за исцеление и тела, и души мужа, который обрел веру в Господа и святых Его угодников.

Чудеса и исцеления – это живая проповедь истинности православной веры, это свидетельство того, что не оставляют нас грешных своим попечением святые угодники Божии, и что близок Господь к призывающим Его с верою в молитве…

Дорожка от монастыря к святому источнику

Крестный ход на святой источник


7 марта 1995 года указом митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) настоятельницей монастыря была назначена монахиня Дорофея (Ермачкова), бывшая ранее благочинной Воронежского Алексеево-Акатова монастыря. В 1996 году отец архимандрит Петр с частью сестер переехал во Владимирскую епархию на восстановление Свято-Боголюбского женского монастыря.

Под руководством новой настоятельницы продолжилось возрождение монашеской жизни в святой обители, привлекавшей в эти годы все больше и больше паломников. Приходили новые сестры, устраивалась, развивалась, входила в силу и традицию не только внешняя, но и внутренняя жизнь монастыря.

Осень 1995 года

В 1996-1997 годах были построены два жилых трехэтажных корпуса из красного кирпича. В одном из них расположились монашеская трапезная, архиерейские и настоятельские покои, кельи для сестер. В другом корпусе – паломническая трапезная, мастерские, гостиница, прачечная, гараж. Завершено восстановление угловых башен монастырской стены.

В 1998 году в одной из башен - восточной - обустраивается часовня, названная Келлией святителя Тихона. Специально для нее были написаны две иконы и небольшое Распятие. На этих чтимых иконах – святителя Митрофана Воронежского и самого святителя Тихона – в октябре 1998 года было замечено мироточение, а от иконы святителя Тихона происходили исцеления. В обители широко известны случаи исцеления одной из сестер и девятилетней девочки-паломницы.


Внутренний вид Кельи свт. Тихона Задонского. Фото 2014 года

В ноябре 1998 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский Алексий II. Это стало великим событием для обители. Встречали Патриарха под специально выученный к этому случаю бойкий колокольный звон, получивший в честь этого события название «Встречный», приветствовали в Троицком храме, где Святейший благословил в подарок монастырю икону Покрова Божией Матери. Святейший Патриарх Алексий разделил с сестрами трапезу, слушал песнопения в исполнении сестер и каждую насельницу благословил.


В 1999 году по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в монастырь была принесена большая частица мощей святителя Тихона Задонского. В Троицком храме у левой колонны был устроен деревянный кивот в стиле старо-русской резьбы. Ковчежец с мощами разместили в этом кивоте под специально написанной иконой святителя Тихона.

Икона святителя Тихона с частицей его мощей


В конце 90-х - начале 2000-х годов в обитель начинают возвращаться многие из утерянных монастырских святынь.

Особенно почитаема в обители Иверская икона Божией Матери. Еще в XIX веке со святой Афонской Горы в Свято-Тихоновскую обитель был привезен Иверский образ Божией Матери. Эта икона была написана в русском Пантелеимоновом монастыре в 1879 году. Братия Скита глубоко чтила святую икону, каждую пятницу читая перед ней акафист. В злое лихолетье начала XX века, когда обитель была разрушена, пропали многие ее святыни. В том числе была утеряна и эта чтимая Иверская икона.

23 июля 1999 года в монастырь привезли большой образ Божией Матери – Иверский. Жертвователи, семья Шматовых, рассказали, что икона была найдена их покойным дедом на скотном дворе, где служила дверью. Благочестивый мирянин взял икону в свой дом и свято хранил ее, оставив при смерти заповедь своим близким: «Когда снова откроются святые обители, подарите ее в какой-нибудь монастырь». Икона три поколения хранилась в его семье. Незадолго до того, как в семье Шматовых было решено пожертвовать икону монастырю, она замироточила. По возвращении в обитель икону отдали на реставрацию в монастырскую мастерскую. Когда сняли загрязненный слой, на тыльной стороне обнаружили плохо сохранившуюся надпись: «Писана на Афоне… подарена мужскому Тихоновскому монастырю…». Это было поистине чудо! Всеблагая Вратарница Сама Своим образом через много лет вернулась в родную обитель, снова изливая Свою благодать на женское теперь иночество.


Икона в монастыре очень почитаема. В течение двух лет она не преставала мироточить. Записаны случаи исцелений по молитвам перед этим образом. Особенно Матерь Божия помогает в молитвах о даровании бездетным супругам детей. Зафиксированы 8 случаев рождения младенцев у бездетных пар по молитвам перед этой иконой Пресвятой Богородицы.

Сестры, как и некогда братия монастыря, также молятся Пресвятой Богородице и по пятницам читают перед Ее образом акафист: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая».


В 2000 году произошло еще одно знаменательное событие. Это был год прославления собора Новомучеников и исповедников Российских. В июне праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших, на глазах у одной паломницы закровоточило Распятие, находившееся в Преображенском храме. Тело Спасителя покрылось испариной, а из-под тернового венца показались капельки крови: на лбу, на висках, по волосам. Женщина позвала сестер, те - настоятельницу. Матушка и сестры собрали выступившие капли крови платом. С трепетом сестры наблюдали как капли выступали снова. В тот же день Распятие перенесли в действующий Троицкий храм для поклонения. 

Кровоточивое Распятие

Плат со святыней разделили: большая часть плата находится у игумении обители, а небольшие кусочки раздали очевидцам события. Через некоторое время одна из женщин рассказала свою историю, связанную с частицей святыни. Это было начало 2000-х годов, ее сын уходил на Чеченскую войну. Мать положила в нагрудный карман сына частицу плата с капельками крови с Распятия Спасителя. На войне ее сын попал в перестрелку и остался жив, так как чудом пули рикошетили об нагрудный карман с платом. Женщина приехала в обитель благодарить за спасение сына и вновь приложиться к святыне.


В 2001 году закончились реставрационные работы в нижнем храме собора. Как и было ранее в Тихоновском мужском монастыре, храм – трехпрестольный. Центральный придел, как и прежде, посвятили празднику Успения Божией Матери, левый – Обретению главы Иоанна Предтечи, а правый – святителю Николаю Чудотворцу.


Особый интерес представляет собой деревянный иконостас нижнего храма, иконы Царских врат которого были выполнены сестрами обители. Эти Царские врата – копия Царских врат XVI века из церкви Вознесения (церкви Исидора Блаженного) в Ростове Великом. Ростовские врата уникальны своей неординарностью. Обычно на Царских вратах помещались одни и те же строго установленные изображения – на верхней части врат изображалась сцена «Благовещение» (архангел Гавриил на левой створке, Богоматерь на правой), а на прямоугольных частях помещались четыре евангелиста, пишущие Евангелия. Но совершенно по-иному расположены резные изображения ростовских врат: кроме обычной сцены «Благовещения» по краю верхней части врат в четырнадцати круглых медальонах помещены резные барельефные и поясные фигуры четырнадцати ветхозаветных пророков, что напоминает композицию иконы «Похвала Богоматери». На этой иконе Богоматерь изображена в окружении ветхозаветных пророков, держащих свитки с написанными на них текстами пророчеств о воплощении от Нее Бога Слова. По верхнему краю прямоугольной части врат в круглых медальонах помещены полуфигурные изображения деисусного чина: Богоматери, Иоанна Предтечи, двух архангелов, апостолов Петра и Павла.


Ниже деисусного чина все основное пространство врат занято двадцатью клеймами с фигурным верхом, в которых помещаются барельефные резные изображения, посвященные земной жизни Иисуса Христа и особый акцент сделан на изображениях событий Страстных дней. Изображению четырех евангелистов на ростовских вратах отведено второстепенное место. Резные двунадесятые праздники на Царских вратах, помещены в киотцы, расположенные попарно. Работая над копией этого уникального памятника древнерусской резьбы, сестры в новых Царских вратах восполнили утраченные в оригинале фрагменты в соответствии с древнерусской традицией XVI века.

К освящению Успенского храма из верхнего Троицкого было перенесено кровоточивое Распятие и установлено в специально устроенном приделе, который получил название Крестового. Перед чтимой святыней затеплились лампады.


 

Левый придел нижнего храма в честь Иоанна Предтечи


Замечательны в нижнем Успенском храме и иконы Пресвятой Богородицы, пожертвованные монастырю в первые годы его восстановления..

Икона Божией Матери «Достойно есть» была очень ветхой, выгоревшей. Изображения рядом с Богородицей выглядели расплывчатыми пятнами. Эта икона по манере письма – Афонская. И действительно, из плохо сохранившейся на ней надписи по церковно-славянски можно разобрать слова: «… и освящена на святей Афонстей…». Осыпавшаяся краска не давала возможности прочитать остальную часть надписи. Икона долгое время находилась в монастырской мастерской. Перед ней теплилась неугасимая лампада, сестры часто читали акафист. В ночь с 25 на 26 ноября 2000 года икона обновилась. В красках появился блеск, цвет красок посвежел, сделался как новый, проявились ранее смотревшиеся пятнами изображения: благословляющий Бог Отец, Ангелы по сторонам Богородицы. На ликах и руках Матери и Богомладенца стал заметен легкий румянец.


Одновременно с этой иконой обновилась и икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», которая до осени 1999 года находилась в старой, ныне снесенной, монастырской трапезной. Образ был очень темный, холст, на котором написана икона, был покороблен, местами краска осыпалась. Икона мироточила. Сестры очень любили ее и часто получали от нее благодатную помощь.


Когда открыли Успенский храм, иконы Пресвятой Богородицы перенесли в нижний храм обители. Икона «Взыскание погибших» располагается на западной стене нижнего храма, а икона «Достойно есть» на колонне у левого клироса.


В Крестовом приделе Успенского храма устроена усыпальница для останков трех братьев Тихоновского монастыря. Известны их имена – это иеросхимонах Тихон, схимонах Спиридон и иеромонах Мелхиседек. Их мощи были обретены 12 октября 1996 года при земляных работах под алтарной частью полностью разрушенного зимнего храма в честь святителя Тихона. Матушка игумения Зинона, нынешняя настоятельница обители, присутствовала при открытии захоронений и рассказывает, что от святых останков шло неизреченное благоухание и явно ощущалась благодать Божия. Останки были воскового цвета, у всех братий хорошо сохранились обувь, части мантий, параманные кресты и частично постригальные кресты в руках. У иеросхимонаха Тихона сохранилась епитрахиль, у схимонаха Спиридона – кожаные четки.


Эти братия упоминаются в сборнике «Подвижники благочестия XIXвека». Приведем выдержки из книги.

Немногое известно об их жизни. Иеросхимонах Тихон (Кривской) был первым насельником уединенного лесного скита. Этот старец, известный строгой, благочестивой жизнью, родился в 1797 году в крестьянской семье в слободе Лосевой Павловского уезда Воронежской губернии и в миру звался Михаил Кривской. Он попал в солдаты по жребию и провел в военной службе 32 года, а в 1836 г. поступил послушником в Воронежский Алексеевский монастырь, где и был пострижен спустя 10 лет в монашество под именем Митрофана. В следующем году рукоположен во иеродиакона, а затем — в иеромонаха. В 1860 г. указом Воронежской духовной консистории о. Митрофан был перемещён в Задонский Богородицкий монастырь. Здесь по склонности к уединённому богомыслию в 1861 г. он избрал для жительства созданный попечением архимандрита Димитрия Скит на берегу речки Проходни. В 1862 г. принял он в стенах Богородицкого монастыря схиму, ибо в Скиту еще не было церкви, чтобы совершить великий постриг.

Отец Тихон, думается, не случайно избравший это имя при принятии великого ангельского образа, действительно в полной мере продолжил заповеданную святителем Тихоном традицию беззаветного, вне мира и его условностей служения Господу. Строгость жизни и мудрые благочестивые советы этого старца, бывшего братским духовником, привлекали к нему во дни жизни земной многих, жаждавших спасения своей души. Он всех утешал благодатным словом Священного Писания и подкреплял духовными примерами, проверенными собственным опытом. А потому память об иеросхимонахе Тихоне сохранялась и почиталась местно на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до послереволюционного разорения.

Еще один, праведник, память о котором заслуженно почиталась в лесном монастыре, – схимонах Спиридон, также перешедший в эту пустынь из Задонского монастыря по любви к уединённой жизни. Спиридон (Куликов) в мирской жизни был военным и служил хорошо – уволился «с правом кандидата на офицера». Но избрал он часть благую и в 1850 году поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь. Пострижен в монашество в 1867 году с именем Сосипатра. В схиму же облекся в 1870 году с прежним именем Спиридон. Известно, что он за несколько дней предузнал свою кончину и умер тихо 23 мая 1881 года с Иисусовою молитвою на устах, лобызая при этом находившиеся в руках его монашеские четки, которые и сохранились нетленными, освященные молитвой праведника. Погребён был с правой стороны алтаря Тихоновской церкви, рядом с могилой старшего его современника иеросхимонаха Тихона.

Подробности жизни иеромонаха Мелхиседека от нас сокрыты, но достоверно известно, что почиталась его память в лесной обители, ибо старец при жизни своей отличался «редкою честностью и правдивостью своего характера». Рядом с этими столпами благочестия спасались в лесном уединении и другие достойные старцы.

Читать следующую часть >>

История обители. Оглавление